Организация новых и модернизация существующих производств в любой сфере деятельности, разработка и создание собственных продуктов неразрывно связаны с необходимостью решения вопросов точных измерений, реализация которых зависит от принимаемых решений в области метрологии.
Метрология (от греческих «метро» — мера, «логос» — учение) — наука об измерениях, а именно методах обеспечения единства и требуемой точности измерений. Трудно назвать сферу деятельности, где не используются результаты измерений. Доля затрат на измерения в современном производстве составляет от 10 до 15 % в общественных работах, а в высокотехнологичных отраслях (электроника, авиация) — от 50 до 70 %1! С помощью измерений получают объективную информацию о состоянии производственных, экономических и даже социальных процессов.
Именно анализ результатов служит основой для оценки качества продукции и внедрения или развития систем качества. Качество результатов измерений — это достоверность информации о количестве товара и его свойствах. Достоверность и сопоставимость информации обеспечивают принятие верных управленческих решений на всех уровнях руководства.
Результативное сотрудничество с другими компаниями, отраслями производства и странами, совместные научно-технические разработки, развитие взаимовыгодных торговых отношений однозначно требуют взаимного и полного доверия всех участвующих сторон к результатам измерений. Отсюда возникает необходимость единого подхода к стандартизации методов, средств измерений, развитию технологий и расширению области измерений в любой деятельности, любой компании в государственных и даже мировых масштабах.
Например, реализация на практике требований таких законов как «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об энергосбережении», «О защите прав потребителя» и т.д. без объективных и точных измерений невозможна. Применимость результатов измерений для принятия верного и результативного решения определяется следующими условиями:
Переход страны к рыночной экономике определил новые условия для деятельности в области метрологического обеспечения. С принятием в апреле 1993 года закона РФ
«Об обеспечении единства измерений» начался новый этап развития, который характеризуется отказом от административного принципа управления метрологической деятельностью в пользу законодательного. Обязательные измерения всегда присутствуют в бóльшей части сфер деятельности любой компании, ее поставщика или заказчика:
Многие дилерские компании практически в любой области высоких технологий России переходят от поставки оборудования различного назначения, технологических материалов, а также средств измерений и испытаний других производителей к разработке и серийному выпуску собственных сложных технических изделий. Для обеспечения качества собственной продукции такие предприятия вынуждены решать вопросы, прямо или косвенно относящиеся к метрологическому обеспечению, а именно:
Нередко заказчики, владельцы сложных измерительных комплексов, применяемых для обеспечения производства, не могут провести полное техническое обслуживание и, более того, в полной мере использовать эти комплексы по причинам:
В итоге — отказ или поломка измерительного оборудования приводят к остановке и потерям в процессе производства. Нередко ремонтное предприятие находится в одном месте, а поверочный орган, например, территориальный центр стандартизации и измерений — совершенно в другом, и не всегда может обеспечить требуемую точность измерений в связи с:
Особый случай — когда прибор неисправен или по результатам поверки/калибровки признан непригодным. Ремонтные организации в силу своей специализации могут иметь ограниченные возможности для восстановления средств измерений. И владелец оборудования сначала потратит время на поиск такой организации, а после ремонта опять повезет прибор в поверочный орган.
Обеспечение постгарантийных обязательств при поставках средств измерений и вспомогательного оборудования, применяемого при поверке, в случае их неисправности также имеет свои особенности. В таких случаях возникает необходимость отправки изделия или в сервисную службу поставщика, а если таковой у него не имеется, то и самому изготовителю. Затраты значительно увеличиваются, если производитель находится за рубежом. Расходы заказчика растут пропорционально территориальной доступности/удалённости производителя.
Межповерочный интервал (срок от поверки до поверки, в течение которого обеспечивается точность и достоверность показаний данного измерительного прибора/устройства) — 1 год и менее. Кроме того, при поверке/калибровке «бракуется» значительная часть средств измерений, а для восстановления работоспособности прибора требуется как минимум его регулировка. При отсутствии своевременного технического обслуживания, нарушении правил эксплуатации ремонт прибора становится неизбежным по результатам поверки/кали- бровки или в результате поломки.
Не многие поставщики такого оборудования имеют сервисные службы, а те, в свою очередь, нацелены на пред- продажную подготовку и пусконаладочные работы, а не на ремонт или техническое обслуживание. Поэтому в случае поломки владелец подолгу ищет, где отремонтировать и провести калибровку или поверку своего оборудования.
В практике автора статьи нередки случаи, когда заказчик приобретает дорогой прибор с великолепными метрологическими параметрами и успешно эксплуатирует его в течение года, пока действует сертификат или свидетельство о поверке поставщика. Но срок поверки истекает, и начинаются все вышеперечисленные проблемы. И в итоге дорогостоящий прибор пылится в изо- ляторе неисправных/неповеренных приборов. А ведь можно было избежать этих проблем, проведя метро- логическую экспертизу, получив квалифицированное обоснование применимости того или иного оборудования. И чаще всего полученный результат является более практичным решением с гораздо меньшей стоимостью.
Выпуск предприятием собственной продукции также неизбежно связан с решением метрологических вопросов:
Однако метрологическое обеспечение производства не всегда находится на должной высоте из-за отсутствия на предприятии метролога или службы метролога. В итоге производитель обращается в сторонние организации либо консалтинговые компании, уровень услуг которых по тем или иным причинам не всегда соответствует сложности решаемых задач.
Многие из вышеперечисленных проблем с поставляемой и производимой продукцией, оказанием квалифицированной поддержки заказчикам решает собственная Метрологическая служба компании.
Метрологическая служба любой организации, предприятия или учреждения, обладающих правами юридического лица независимо от форм собственности, включает, как правило, службу/отдел главного метролога и другие структурные подразделения. Служба создается для выполнения задач по обеспечению единства измерений и метрологическому обеспечению исследований, разработки, испытаний и эксплуатации продукции или других областей деятельности, закрепленных за этим предприятием.
В составе метрологической службы (МС) могут создаваться самостоятельные лаборатории, которые осуществляют поверку/калибровку средств измерений для собственных нужд или сторонних юридических лиц. МС проводит свою работу в тесном взаимодействии с основными структурными подразделениями предприятия.К основным задачам метрологической службы относятся:
Положение о МС разрабатывается на основании Устава предприятия в соответствии с требованиями Правил по метрологии ПP
Кроме того, МС может быть аккредитована на техническую компетентность на осуществление конкретной деятельности в области обеспечения единства и требуемой точности измерений на основе договоров, заключаемых с государственными научными метрологическими центрами или органами государственной метрологической службы в соответствии со Статьей 27 Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений».
Рассмотрим возможные направления деятельности метрологической службы.
Деятельность подразделения поверки ориентирована, прежде всего, на метрологическое обеспечение продукции компании, изготавливающей и поставляющей собственные изделия, а также измерительную технику и периферийное оборудование.
Приоритетными могут быть самые различные направления:
Ремонтные работы, организуемые метрологической службой предприятия, делятся на:
Обычно МС ориентирована на выполнение текущего ремонта, но нередко организуется и средний ремонт, требующий наличия квалифицированных и опытных исполнителей, а также высокой оснащённости рабочих мест.
Проведение капитального ремонта по согласованию с заказчиком также возможно, но, как правило, такие работы выполняются редко на уникальном оборудовании.
Потребители измерительной техники проявляют особый интерес к ремонту средств измерений, вспомогательного оборудования, без которого эксплуатация приборов невозможна. Перечень средств измерений весьма обширен, сложность их метрологического обеспечения для эксплуатирующей организации велика: деформационные манометры и калибраторы давлений, жидкостные термометры и эталонные термопары, насосные станции и термостаты, измерители воздушных давлений в гражданской авиации и т.п., также разнообразен и парк обрудования для обеспечения работоспособности приборов.
Пример ремонтно-регулировочных работ: подгонка массы грузов грузопоршневых манометров (ГПМ) под значение ускорения свободного падения места эксплуатации прибора. Эти работы обычно выполняет завод-изготовитель и, редко, сервисные центры; и владельцы этих приборов вынуждены использовать наборы образцовых гирь, что значительно усложняет поверочные ра- боты с использованием ГПМ, увеличивает трудозатраты исполнителя и конечную стоимость поверки.
Специалисты МС могут оказывать помощь заказчикам в решении проблем в области метрологического обеспечения:
Как правило, техническая политика МС ориентирована на обслуживание заказчиков в «одно окно», так, как это реализуется на сервисных предприятиях ведущих мировых производителей метрологической техники, что позволяет решить проблемы как внутренних, так и внешних заказчиков в области метрологического обеспечения и в итоге снизить затраты.
Многие предприятия уже переходят к производству средств измерений собственной разработки. Например, ООО «Остек-АртТул» совместно с ООО «МС- Инжиниринг» освоило выпуск и является первым и, на данный момент, единственным производителем портальных КИМ в Российской Федерации. Эти изделия комплектуются всеми возможными головками и щуповыми системами Renishaw: PH10, PH20, REVO, SP80, SP600, TP20, TP200, SP25M; контроллерами UCC и программным обеспечением Renishaw MODUS. Координатно-измерительные машины выпускаются двух серий: стандартной точности — серия МС и повышенной точности — серия МСВ. В дальнейшем планируется освоение производства машин мостового типа для измерения крупногабаритных деталей и механизмов специального назначения. Метрологические характеристики КИМ МС не уступают параметрам аналогичных систем ведущих мировых производителей. ООО «Остек-АртТул» планирует проведение первичной и периодической поверки самостоятельно. Кроме того, компания уже сейчас готова к организации проведения точных измерений на имеющемся оборудовании и обучению специалистов заказчиков приёмам работы на этом оборудовании: высокоточном длинномере, прецизионном кругломере, измерительных микроскопах, образцах шероховатости и пр.
В плане развития компании — разработка и производство средств измерений и вспомогательного оборудования и совместных разработок с ведущими отечественными и зарубежными компаниями в других видах измерений.
Поставка, поверка, ремонт, техническое обслуживание средств измерений, вспомогательного оборудования для полноценного обеспечения производства, метрологическая экспертиза и аудит, разработка методик испытания/поверки/калибровки изделий — всё это задачи, которые может успешно решать Метрологическая служба организации